Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Новости

Когда смерть не ставит точку

Журнал
Мировая литература знает много печальных примеров, когда писатель уходит из жизни, не дописав свою, порой главную, книгу.

Так, Фёдор Достоевский умер, не успев воплотить до конца идею романа «Братья Карамазовы». К второй книге дилогии под общим названием «История великого грешника» он даже не приступил.

А вот Чарльз Диккенс лихо закрутил сюжет в детективе «Тайна Эдвина Друда». Но инсульт оборвал его творческую задумку, и читатели до сих пор гадают, кто же был убийцей.

Но есть и другие примеры. Когда смерть автора не ставит точку в произведении: книгу за него дописывают другие.


Наследники берутся за перо
Часто, выполняя волю усопшего, за перо берутся родственники писателя: жены, дети и родители.

Уже будучи на смертном одре, основоположник жанра фэнтези, английский писатель Уильям Моррис рассказал концовку своего последнего романа «Разлучающий поток» дочери. Она и дописала книгу.

А вот вдове Михаила Булгакова, чтобы завершить его «Мастера и Маргариту», пришлось сводить к общему знаменателю множество вариантов и черновиков. Елена Сергеевна с задачей справилась.

Творческое наследие Джона Р. Р. Толкина доводил до ума его сын и литературный редактор Кристофер. «Сильмариллион» и «Дети Хурина» увидели свет благодаря его стараниям.


Друзья и коллеги завершают дело
Порой близкие не способны сами заниматься литературным трудом, и тогда к делу подключаются друзья и коллеги умершего писателя.

К примеру, Аркадий Стругацкий дописал по черновикам фантастический роман «Мир иной» скончавшегося писателя Григория Гребнева.

А Роберт Джордан, узнав о своём тяжёлом заболевании, посоветовался с женой, и они решили в случае его смерти попросить Брендона Сандерсона завершить многотомную эпопею «Колесо времени». Так и случилось: молодой писатель дописал три книги.

Роман «Семья» Марио Пьюзо писал больше двух десятков лет. Издан он спустя два года после смерти писателя. Завершила работу его давняя подруга писательница Кэрол Джино.


Если издатель просит...
Последний роман «Сент-Ив» Роберта Льюиса Стивенсона был написан на три четверти, когда инсульт внезапно оборвал жизнь писателя.

Издатели просили дописать книгу нескольких писателей, в числе которых были Райдер Хаггард и Конан Дойл. Но те отказались.

Тогда за работу взялся литературовед и литературный критик Артур Квиллер-Куч. Он так проникся авторским стилем, что профессионалы не смогли определить, где заканчивался текст Стивенсона, а где видна рука Куча.

Бывало и так, что издатель сам работал над незавершённой книгой. Так случилось с последним романом «Таинственный незнакомец» Марка Твена.

Автор оставил три версии книги. Издатель и хранитель его литературного наследия Альберт Пейн взял понемногу из каждой, что-то дописал от себя и опубликовал как повесть Твена.


Бесталанная поделка на фоне шедевра
Встречаются и случаи, когда чужое вмешательство откровенно портило литературный шедевр.

В 1923 году умер чешский писатель Ярослав Гашек, не успев дописать примерно четверть книги о приключениях бравого солдата Швейка.

У издателя возникла проблема. Дело в том, что текст публиковался частями в виде небольших тетрадок. Многие читатели подписались на эти выпуски и даже оплатили их авансом.

Замысел автора был известен: Швейку предстояло оказаться в русском плену. Воплотить идею взялся писатель Карел Ванек, сослуживец Гашека и даже прототип одного из героев его книги.

Однако, по общему мнению, фокус не удался. Слишком разительным оказалось отличие бесталанной поделки от бестселлера.


Приумножил отцовское наследие
Вот кто отличался бережным отношением к творческому наследию покойного писателя, так это Мишель Верн — сын и литературный агент Жюля Верна.

Обладая несомненным талантом, он ничего не написал под своим именем. Больше того, сразу после кончины прославленного фантаста сын опубликовал полный список его неоконченных произведений. А затем методично и любовно дописывал, редактировал и даже писал с нуля отцовские книги.

Ему помогала писательская манера Жюля Верна. Тот работал сразу над несколькими произведениями, писал романы кусками, часто возвращаясь к черновикам и внося исправления и дополнения.

Из таких заготовок, составивших в общей сложности едва ли не треть рукописи, Мишель составил роман «Охота за метеором».