Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Новости

Владимир Войнович: писатель, поэт и художник

Журнал
Почитатели восторгаются принципиальностью этого человека, а также его хлёстким стилем. Немало и тех, кто убеждён: писатель обрёл дешёвую популярность на волне перестройки и гласности, когда модным стало описывать советскую действительность лишь в чёрных красках.

Впрочем, что бы ни говорили фанаты и хулители, ясно одно: Войнович прожил долгую, чрезвычайно насыщенную жизнь и оставил большое литературное наследство. Его книги переведены на 30 языков.


Как советский эмигрант стал сербским князем

Войнович был уже известен за рубежом, когда получил от югославского поклонника книгу, из которой узнал свою родословную. Оказывается, по отцовской линии писатель принадлежал к сербской княжеской ветви.

Корнями его род уходил аж в 1325 год и начинался с некоего Воина, князя Ужицкого и воеводы сербского короля Стефана Дечанского. Вся его мужская линия записана без пробелов, в неё включены и Владимир Войнович вместе с сыном Павлом. Род оказался славным, среди потомков воеводы были морские генералы и адмиралы, верой и правдой служившие не только Сербии, но и Италии, Австрии и России.

Войнович свое генеалогическое древо изучил с тщанием, гордился им и даже состоял в переписке с некоей Ксенией Войнович — старушкой из Загреба, приходившейся ему семиюродной тётей.


Верхом на Ворошилове
В канун войны Войновичи перебрались из Таджикистана, где он родился, в Запорожье. Но с началом бомбёжек пришлось отправиться в эвакуацию на восток.

Первой остановкой стал хуторок на Ставрополье. Там Володя и осваивал верховую езду. Колхозный конюх, трезво оценив способности городского мальчишки, доверил ему старого мерина по кличке Ворошилов. Тот ходил лишь шагом, и когда седок, чуток научившись держаться в седле, пытался пустить его в галоп, никак не реагировал на понукания.

Впрочем, однажды наезднику повезло. Бригадир дал ему кобылу Пульку съездить домой. Показав животному конец уздечки, Войнович узнал-таки, что такое резвая лошадь. Масла в огонь подлила собачонка, бросившись ей в ноги. Пулька встала на дыбы, седок слетел на землю и заплакал... Однако к верховой езде не охладел. И вскоре уже мог скакать на всех лошадях и всегда без седла.


Гимн космонавтов за одну ночь

В 1960 году Войнович устроился работать в Москве младшим редактором редакции сатиры и юмора Всесоюзного радио. К тому времени он уже публиковал в газетах и журналах стихи. Но широкую известность приобрёл, написав слова к песне «Четырнадцать минут до старта». Она и сейчас остаётся гимном космонавтов. Никита Хрущёв встречал их из полёта словами из этой песни.

Помог случай. В конце рабочего дня Войнович услышал, как его коллега обзванивает именитых поэтов-песенников с просьбой написать песню на «космическую тему». Но те, услышав про сжатые сроки — всего две недели — с негодованием отказывались. Войнович и предложил свои услуги.

Уже утром он принёс потрясающий текст. Коллега немедленно продиктовала его композитору Оскару Фельцману. Тот тоже не подкачал: музыка была готова на следующий день. Войнович хотел, чтобы песню исполнил Марк Бернес. Но его не нашли. За дело взялся Владимир Трошин.

К слову, перу Войновича принадлежат около 40 песен.


Иван Чонкин в Хворостянке

В 2011 году в центральной районной библиотеке села Хворостянка, что в Самарской области, открылся литературный музей Ивана Чонкина. На открытие пригласили создателя «русского Швейка». Войнович охотно приехал и не с пустыми руками, а с экспонатами: чугунной статуэткой Чонкина, подаренной писателю на Урале, и своими книжками. Особенно ему понравились частушки о его литературном персонаже, исполненные пожилыми участницами художественной самодеятельности в сарафанах и кокошниках.

Музей в Хворостянке появился неспроста. В этом районе, а именно в совхозе имени Масленникова, Войновичи жили в эвакуации в 1942-1943 годах. Там же, с удивлением припомнил спустя 60 лет сам автор, он стал свидетелем того, как за околицей приземлился самолёт. Это событие и описал в книге.

Кстати, Иван Чонкин — реальная личность. Когда Войнович служил в армии в Польше, он увидел нескладного и бестолкового солдата, вечно попадавшего впросак. Тот Чонкин и стал прототипом книжного героя.


«Доступная натура» для картин маслом

Году в 1953-м Войнович задумался, в какой бы интеллектуальной сфере он мог подвизаться без высшего образования. Учитывая, что тогда у него и десятилетки за плечами не было, вопрос стоял остро.

Для начала решил попробовать себя в живописи. Карандашный портрет приятеля, который он набросал, был узнаваемым, но плоским, без теней и один глаз больше другого. После этого Войнович занялся литературой, на четыре десятка лет забыв об изобразительном искусстве.

Но на 63-м году жизни признанный писатель и поэт вновь взялся за кисти. Испробовав акварель, пастель и гуашь, остановился на масляной живописи. Вскоре в Строгановском дворце Русского музея открылась его персональная выставка. На суд зрителя было представлено 65 работ. Были и другие выставки как в нашей стране, так и за рубежом.

Направление, в котором он работал, называется «наивной живописью», любимым жанром были автопортреты. По словам художника, такой выбор обусловлен «доступностью натуры». Картины Войновича отличает юмор. Они хорошо продаются, хранятся как в музеях, так и в частных коллекциях.