Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Новости

Леонид Гайдай: снимал комедии, мечтая о Достоевском

Журнал
Его называли гением комедии, маршалом этого жанра и Великим пересмешником.

Почти все работы этого режиссёра стали культовыми. Причём с годами они нисколько не устарели. Неслучайно многолетней традицией стала трансляция фильмов Гайдая в новогодние праздники.

Формула такой популярности проста: если взять отличное литературное произведение и отдать его в руки талантливого киномастера, то в итоге получится шедевр.


Книга как основа успеха
Выбирать литературную основу для своих комедий Леонид Иович умел. Так, фильм «Не может быть!» состоит из трёх новелл Михаила Зощенко, написанных им в разные годы. Объединяет их тема мещанской «любви». Любимая комедия миллионов «Иван Васильевич меняет профессию» снята на основе пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Книга финского писателя Майю Лассила «За спичками» вдохновила на создание одноимённого фильма. Непревзойдённой считается его экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев».


За убогой формой комичная суть
Была у Гайдая ещё одна особенность: он видел смешное там, где большинство даже иронии не замечали. Примером тому короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс». В своё время только ленивый критик не пнул режиссёра за то, что он заимствовал сюжет из низкопробного стихотворного фельетона некоего Степана Олейника. Однако в том и талант настоящего мастера: Гайдай за убогой формой разглядел комичную суть и с блеском явил её миру. К слову, схожий сюжет встречался ему и в рассказе австралийского писателя Генри Лоусона «Заряжённый пёс».


Кинокритики попили крови
Что касается кинокритиков, они попили из Леонида Иовича немало кровушки. Ошибаются те, кто думают, что творческий путь Гайдая был усыпан розами. Поначалу снисходительную насмешку вызывал комедийный жанр, в котором реализовал себя режиссёр. Он считался низким для высоколобых снобов от киноискусства. Когда ранние работы Леонида Иовича завоевали всенародную любовь, жёсткой критике подвергали каждую последующую работу. Мол, растерял режиссёрскую хватку, не хватает фильму эксцентрики и чисто гайдаевских «приёмчиков».


Комедию спас... ядерный взрыв
Портила ему жизнь и цензура. Дорога комедий на большой экран была трудной и изматывающей. Претензии порой выглядели нелепо. Так, песню о султане в «Кавказской пленнице» обвинили в пропаганде аморального образа жизни. К слову, комедию поначалу забраковали полностью. Но фильм случайно попал на просмотр к генсеку Леониду Брежневу, тот остался доволен и разрешил пустить его в прокат. А в «Бриллиантовой руке» ситуацию спас... ядерный взрыв. Гайдай специально вклеил в ленту кадр из документального фильма. Его в итоге и вырезали, зато другие «спорные» эпизоды остались.


Мечтал о психологической драме
Несмотря на народные любовь и признание, режиссёр не чувствовал, что его творческие амбиции удовлетворены. «Надоело быть Петрушкой. Как Гайдай — так непременно с кого-то штаны спадают. А как хотелось бы снять тонкую психологическую драму», - признавался он. Будучи по характеру человеком довольно мрачным, Гайдай всю жизнь мечтал снимать «серьёзное» кино. Например, сделать экранизацию «Идиота» Фёдора Достоевского или снять фильм по пьесе Михаила Булгакова «Бег». Но не сложилось. Может, и к лучшему. Для жанра комедии — точно.