Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Новости

Андрей Вознесенский: поэт, художник, шоумен

Журнал
Одним из самых ярких поэтов-шестидесятников, настоящей звездой литературных вечеров бесспорно был Андрей Вознесенский.

Сегодня ученик Пастернака и последователь Маяковского, поэт-песенник, автор хитов «Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате» и рок-оперы «Юнона и Авось», художник в душе и архитектор по образованию, Андрей Вознесенский отметил бы свой 90-летний юбилей.


Пастернак и футуристы
В 14 лет Вознесенский прислал свои первые произведения Борису Пастернаку. Старший коллега оценил стихи юноши и пригласил его в гости. Между поэтами завязалась крепкая дружба, и до конца жизни Вознесенский считал Пастернака своим учителем.

Но последний был не единственным литературным ориентиром. Многое Вознесенский почерпнул у футуристов: прежде всего – у Владимира Маяковского и Семёна Кирсанова.


Человек-шоу
Первое, что поэт почерпнул у футуристов, это подача. Вознесенский не просто писал стихи. Он был уверен, что текстом дело не ограничивается – люди хотят видеть шоу. И с удовольствием творил его.

Чтобы читать ярко и убедительно, поэт специально учился публичным выступлениям. Он стремился удивлять публику на своих творческих вечерах и за их пределами.

Сергей Довлатов описывал случай, как Вознесенский в дублёнке на голое тело ждал западных журналистов, чтобы выбежать в неглиже на улицу и начать обтираться снегом, когда они подъедут – всё ради материала с ярким заголовком.


Видеомы
Футуристы оказали влияние и на работу Вознесенского со словом. Визуальная составляющая самого текста играла для поэта важную роль.

Это вышло за пределы стихов, и появились знаменитые видеомы Вознесенского. Одни были посвящены символам эпохи, другие – различным творческим личностям и даже литературным персонажам: Марселю Прусту, Сергею Прокофьеву, Осипу Мандельштаму, Родиону Раскольникову.

«В моей поэзии много изобразительного. Наверное, я мог что-то открыть в живописи», – говорил о себе Вознесенский.


Архитектор
Работа с формой явно притягивала к себе поэта – неспроста он окончил именно архитектурный институт.

И не просто получил диплом, а успел поработать по специальности и оставить после себя вполне себе материальное наследие.

Так, одним из авторов проекта монумента «Дружба навеки», который стоит на Тишинской площади и выполнен скульптором Зурабом Церетели, является именно Вознесенский.

Поэт спроектировал и своё будущее надгробие – каменный шар, которому не даёт скатиться с наклонной плиты православный крест. Впрочем, изначально оно было создано, чтобы увековечить память мамы поэта.


Конкуренты
Среди поэтов-шестидесятников особенно выделились двое: Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Оба считали себя последователями Маяковского. Оба умели полностью завладеть вниманием зрителей. Оба не скупились на язвительные колкости в адрес друг друга.

Были времена, когда Евтушенко и Вознесенский отказывались выступать вместе на одной сцене.

Коллеги по цеху долго и бесплодно пытались их помирить. Примирение состоялось лишь перед самой смертью Вознесенского. Очевидцы заверяли, что на его похоронах именно Евгений Евтушенко произнёс самую трогательную и искреннюю речь.