Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Новости

От станка на сцену: театры рабочей молодёжи

Журнал
И ведь недалёк был от истины: история знает период, когда тысячи молодых людей успешно совмещали заводскую и театральную деятельность.

Так, сегодня исполняется ровно 95 лет со дня основания Центрального Театра рабочей молодёжи. Идея Московского комсомола создать самодеятельный театральный коллектив на базе станочников, наладчиков и представителей других профессий, далёких от искусства, оказалась востребованной, плодотворной и живучей. Собственно, именно к тем театральным подмосткам уходит своими корнями ныне здравствующий и востребованный зрителями «Ленком».


«Аки» в агонии
Театры рабочей молодёжи возникли на революционной волне, были взлелеяны Пролеткультом и продолжили традиции «Синей блузы». Самодеятельные коллективы активно поддерживали «левые» представители профессионального сценического искусства, в лице Всеволода Мейерхольда, например. Они противопоставляли ТРАМы «акам» - академическим театрам. Последние были объявлены старорежимными, чуждыми рабочему классу и агонизирующими.

Театры рабочей молодёжи, напротив, откликались на самые актуальные проблемы. В зрелищной форме они освещали производственную жизнь: пропагандировали передовиков, бичевали лодырей, «бюрократов, «бюллетенщиков» и пьяниц. Драматическое искусство ТРАМы сочетали с агитмассовой работой. «ТРАМ не театр, трамовец не актёр, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик», - гласило их творческое кредо.


На премьеру рвалась даже шпана
Это направление оказалось необыкновенно востребованным. С середины 20-х до начала 30-х годов прошлого века в СССР возникли сотни театров рабочей молодёжи с разным статусом: областные, районные, заводские. Широко известные самодеятельные коллективы действовали в Москве, Ростове-на-Дону, Куйбышеве, Перми, Баку, Свердловске и других крупных городах.

А самым первым стал Ленинградский ТРАМ. Созданный на основе самодеятельного театрального коллектива Дома коммунистического воспитания молодёжи им. Глерона, он заявил о себе 21 ноября 1925 года. Премьерный спектакль назывался «Сашка Чумовой» и представлял собой «комсомольскую комедию в 5 действиях с пением и танцами».
Ленинградская шпана, прослышав, что в постановке есть представители их сообщества, пыталась штурмом прорваться на спектакль, но не преуспела: зал был забит передовой молодёжью. «Сашка Чумовой» так полюбился зрителю, что в первый сезон был показан 50 раз. Это при том, что за месяц проходило всего восемь спектаклей.


Самодеятельность под присмотром профессионалов
Статус самодеятельного искусства не исключал участия профессионалов в его становлении и развитии. Так, на сцене ленинградского ТРАМа были поставлены драма «На Западе бой» Всеволода Вишневского и сатирическая комедия «Выстрел» Александра Безыменского. Музыку к последнему, а также к спектаклям «Целина» и «Правь, Британия!» написал композитор Дмитрий Шостакович.

Литературной частью Центрального Театра рабочей молодёжи Москвы заведовал Михаил Булгаков, он же выступил в роли режиссёра, поставив пьесу «Тревога». За музыку отвечал Исаак Дунаевский, а биомеханике учила дочь Мейерхольда Ирина Хольд.

Щедро делились опытом с молодыми актёрами мхатовские «аксакалы»: Алексей Грибов, Николай Хмелёв, Николай Баталов и другие. Сценографией занимались Кукрыниксы.

Живой интерес к ТРАМам проявляли Владимир Маяковский, Максим Горький, Анатолий Луначарский.


Как гравёр-накатчик стал всенародным любимцем
«Стоим у станков мы всегда по утрам, А вечером наша нагрузка — ТРАМ», - пели актёры. Но, увы, такое совмещение было в ущерб искусству. Пока выступала агитбригада, всё шло отлично. Но когда речь заходила о классической постановке, театральные дилетанты проигрывали мастерам.

Со временем самые успешные ТРАМы становились профессиональными, сливаясь с уже существующими. Так московский ТРАМ был объединён с театром-студией Рубена Симонова, а ленинградский слит с Красным театром. Оба коллектива стали называться театрами имени Ленинского комсомола.

Многие трамовцы ограничились художественной самодеятельностью. Но некоторые, выбрав профессиональную сцену, снискали всенародную славу и любовь. Так, с подмостков московского ТРАМа началась карьера Николая Крючкова. Выпускник ФЗУ работал гравёром-накатчиком на фабрике «Трёхгорная мануфактура», а по вечерам играл вторые роли в спектаклях. Однажды его приметил режиссёр Борис Барнет и позвал в свой фильм «Окраина». Фильм показали на Венецианском кинофестивале, а Крючкова стали зазывать на главные роли именитые режиссёры.


ТРАМы на экспорт
Новая форма советского сценического искусства показалась интересной и за рубежом. После того, как норвежский режиссёр Улав Долгар побывал на Международной олимпиаде революционных театров, проходившей летом 1933 года в Москве, с его подачи и в скандинавской стране начали повсеместно возникать театры-трамъенги. Болгарский режиссёр Боян Дановский организовал в Софии «Народную сцену» - агитационный молодёжный коллектив. Кандидатов отбирали строго: главное требование, чтобы они нигде и никогда не учились сценическому искусству.

ТРАМовский опыт позаимствовали германские «Красный рупор», «Колонна Линкс» и другие подобные коллективы. К слову, агитпропколлектив «Красный рупор» в 1929 году приезжал на гастроли в Советский Союз и установил творческие связи с московским Центральным ТРАМом. Обмен опытом был полезен обеим сторонам.
С подачи советских театров рабочей молодёжи началось зарождение американского рабочего театра. Революционное «левое крыло» там руководствовалось лозунгом: «Театр — это оружие».