Сергей Александрович Поделков родился 21 сентября 1912 года в деревне Песочне Калужской губернии. Отец поэта с 12 лет работал в Замоскворецком трамвайном парке, мать – первое время после замужества жила с родителями мужа, помогая по хозяйству, позднее она переехала в Москву
[1].
В 1914 году отец, Александр Михайлович, был мобилизован на войну, а мать с сыном переехали в Киев
[2]. Жили очень тяжело, в подвальной сырой комнате, в которой находилось еще две семьи
[3].
В конце 1918 года отец бежал из германского плена, и семья переехала в Москву, а затем в 1920 году – в Сибирь. Отец поэта был одним из трех ходоков, ездивших облюбовывать место для сельскохозяйственной коммуны на плодородных землях Алтайского края. Кулаки и зажиточная часть крестьян села Хорьково долго и упорно цеплялись за обширные угодья и земельные излишки, находившиеся за пятнадцать верст от селения. Поэтому многие приехавшие рабочие, в том числе и отец Сергея Поделкова, первое время батрачили у кулаков села Чернопятово.
К осени 1921 года все 26 рабочих семей получили землю. Неподалеку от села Шахи возник поселок Калужка. Коммуна не сложилась, зато образовались единоличные хозяйства. С этих пор, можно считать, началась трудовая жизнь Сергея Александровича. Подросток помогал родителям: пахал, боронил, косил, жал рожь, молотил, бывал с отцом в бору, валил осины для постройки дома и двора. В зимнее время – школа, чтение книг. Труд, романтическая алтайская степь с волчьим воем, ревом выпей, ржанием лошадей, небо с ястребиными кругами и песнями сибирячек были не только красочным видением, но прежде всего его повседневной жизнью.
Однако вскоре поселок стал распадаться: рабочие уезжали, поэтому в 1926 году семья Поделковых тоже возвратилась в Москву. Каждое лето Сергей уезжал к дедушке в Песочню
[4], а осенью поступил в семилетку на Дугне. Переехав в Москву, был принят в драмколлектив клуба трамвайного парка, где работал его отец
[5].
Сергей мечтал стать актером, но внезапно начал писать стихи
[6]. Первые строки были об Алтайской степи и о море, которого он никогда не видел. Стихи были помещены в рукописном журнале
[7]. После семилетки поступил в школу ФЗУ фабрики «Ливерс», где работал ткачом
[8].
В начале 1929 года Сергей Поделков стал посещать литературное объединение «Искра», секретарем которого был Сергей Швецов. Общение с поэтической молодежью помогло лучше ориентироваться будущему поэту в мире советской литературы
[9]. Стиль его письма постоянно менялся из-за увлечений молодого поэта. Сначала писал «под Есенина». Прочитав «Юго-запад» Багрицкого, влюбился в его стихи и в его поэтический мир. Одновременно увлекся стремительными и точными балладами Тихонова, порывистыми и громкоголосыми стихами Луговского. С 1931 года Сергей Поделков стал печататься на страницах «Огонька», «Роста», «Красной нови», «Литературной газеты» и различных сборников. В 1934 году вошел в литературное объединение при Гослитиздате, которое стало своеобразным центром молодой поэзии Москвы
[10].
Однако жизнь поэта отнюдь не была простой. Каждый год приносил ему новые испытания. В 1935 году Сергей Поделков был арестован и около трех лет находился в ГУЛАГе
[11]. Мария Испольнова, внучка поэта, так описывала пережитый опыт дедушки: «Кому-то он не понравился, не то сказал, и на него написали донос. Мы до сих пор не знаем, кто это был. Хотя ничего крамольного в дедушкиных стихах не было, он верил в коммунистическую идею, это хорошо видно в его ранних произведениях. Его отправили в Коми и немного восточнее – это примерно Ижма, Печора. Дедушку гоняли по разным точкам, где были разные виды работ: заводы, что-то связанное с металлургией, то есть был и квалифицированный труд, и совершенно рабский — типа лесоповала»
[12]. Освободили его летом 1938 года. Некоторое время Сергей Поделков работал в Ухто-Ижимской транспортной группе по вольному найму. Жил в селе Ухта. Там родился замысел стихов о Петре Великом и были написаны стихотворения «Утро после ассамблеи» и «Казнь на Троицкой площади».
В Ухтпечлаге Сергей Поделков работал землекопом, лесорубом, плотником, пильщиком, корчевщиком, сплавщиком, переводил грузы по Ижме, работал кассиром, счетоводом, начальником пристани в селе Порожском. Специальностей поэт освоил более, чем это было необходимо, но весь свой жизненный опыт он отразил в поэзии.
С начала Отечественной войны Сергей Поделков на фронте. Прошел всю войну рядовым. Был сапером, пулеметчиком, понтонером, закончил войну в артиллерийском полку. На фронте одновременно с участием в форсировании рек, разминировании переднего края читал лекции солдатам, написал историю 106-го отдельного понтонно-мостового батальона, руководил художественной самодеятельностью
[13]. За заслуги перед Отечеством был награжден Орденом Отечественной войны II степени
[14].
Демобилизован был Сергей Поделков в ноябре 1945 года. После войны в печати стали появляться его стихи, поэмы и переводы. С начала 50-х годов много переводит с марийского, в результате чего выходит в свет том народных песен. К концу 50-х годов переводит киргизский эпос «Эр Табылды»
[15].
Еще до войны, в 1941 году, окончил Литературный институт имени М. Горького, куда поступил на поэтическое отделение. С 1974 года он вел литературные вечера и читал в ВУЗе лекции. Мастером своего дела Сергей Поделков стал не сразу. В Университете его отмечали как наиболее способного студента
[16], но также критиковали за недостаточное усердие в учебе: «Работает в области поэзии уже несколько лет. Набрал некоторый минимум стихотворных навыков. Работает над собой, но поверхностно. В настоящее время пишет мало. На семинаре активен, но многословен и в выступлениях легковесен, и суждения отдают литературщиной»
[17].
Однако поэтический опыт Сергея Поделкова длительностью более 70-ти лет подтверждает наличие у него неоспоримого таланта
[18]. «Стихам С. Поделкова присуща оригинальность, проистекающая не из желания показаться таковым, а из особого душевного склада, из цельности натуры поэта», - так писал в начале шестидесятых годов о Сергее Поделкове выдающийся советский критик Александр Макаров. Эта оценка как нельзя лучше определяет характер творчества поэта. Поэзия Сергея Поделкова наполнена размышлениями о природе, об искусстве, о постоянстве и преданности в любви. Его произведения всегда интересны по замыслу и по композиции. Язык его стихотворений живописен, точен, подчас афористичен
[19].
Основным мотивом поэзии Сергея Поделкова можно назвать Отечество. Чувство Родины, как известно, есть чувство сложное. Оно складывается из чувства родной природы, из чувства родной истории и языка, из чувства народа. В этом смысле если поэту присуще чувство Родины, то оно неизбежно проявится, о чем бы поэт ни писал – даже в любовной лирике, даже в пейзажных стихах, что мы и видим у Сергея Поделкова. Но есть, конечно, стихи, прямо и непосредственно относящиеся и к этой теме
[20].
Впрочем, если задаться целью и начать искать в стихах Поделкова упоминание таких слов, как отечество, Родина и народ, то вскоре убеждаемся, что эти слова почти не встречаются. Тем не менее, ощущение важности и близости, кровности этой темы для Сергея Поделкова не оставляет читающего его стихи. Эта тема органична для поэта, она его суть, она как бы незримо разлита в его стихах, освещает и согревает их
[21].
В самом деле, цикл поделковских стихов, посвященный гербам российских городов: Медыни, Смоленска, Калуги, Перемышля Калужского, Курска, Серпейска, Костромы, посвящен именно отечеству. В этих стихах нет громких слов, ни признаний в любви, ни клятв в верности, но они пронизаны чувством родной истории, а значит, призваны воспитывать это чувство у читателей. Здесь, в этих стихах, яснее всего видна другая характерная черта поэзии Сергея Поделкова - философская лиричность, философское освоение действительности. Казалось бы, узкотематические стихи о российских городах, на самом же деле поэт выходит на обобщение, на глубину мысли, на осмысление чувств
[22].
К философской лирике можно отнести и такие стихи Сергея Поделкова, как «Поле жизни - поле боя…», «Круговорот», «Постскриптум», «Триптих», «Горы оседают...». Это деление, конечно, во многом условно, потому что и в тех стихах, которые принято называть пейзажной лирикой, и в тех стихах, которые принято называть любовной лирикой, Поделков все равно остается философом.
Точно также легко и естественно, например, в стихотворении «Дождь в саду», сочетаются пейзаж и история – следующий важный аспект поэтического творчества Сергея Поделкова
[23]. Этот раздел его поэзии представлен главным образом поэмами, а в поэмах ярче всего образ Петра Первого, к которому, как известно, очень часто обращались русские писатели. Сергей Поделков рисует Петра крупными динамичными мазками. Словесная живопись настолько выразительна и объемна, что образ царя-плотника кажется физически ощутимым
[24].
Входил в литературную группу «радонежцев», основанную в середине 1960-х гг. прозаиком
И. М. Шевцовым. Значительная часть «радонежцев» приобрела дома в окрестностях Загорска, главным образом, в Семхозе (ныне район Сергиева Посада) и Абрамцеве. Близость к Троице-Сергиевой Лавре подчеркивала патриотическую настроенность этой литературной группы, члены которой продолжали традиции славянофилов, правда, положенные уже на советскую почву
[25].
На протяжении многих лет Сергей Александрович сильно болел. Проблемы с сердцем не позволяли ему много времени уделять творчеству. Например, для того, чтобы работать над сборником стихотворений о В.И. Ленине «Русское сказание», поэту приходилось уезжать из Москвы в Переделкино, а сдать рукопись в издательство удалось лишь спустя девять лет после начала работы. Это объясняется и спецификой темы произведения о великом советском вожде, и сложными жизненными обстоятельствами автора
[26].
У Сергея Поделкова был сын-поэт, также окончивший Литературный университет. Александр Испольнов взял девичью фамилию матери, чтобы не стать тенью своего отца. Преподавал в Педагогическом ин-те им. Крупской, читал лекции в литературных объединениях. Поэт был убит при неизвестных обстоятельствах в 1993 году, что также не могло не оставить след на душе его отца
[27].
Интересно, что настоящая фамилия Сергея Александровича – Подделков. Однако поэт по определенным причинам решил взять псевдоним и после войны представлялся в письмах и печатался в издательствах под ним
[28]. Умер Сергей Поделков 6 марта 2001 года в возрасте 88 лет. Похоронен на Миусском кладбище вместе с женой Боровковой Ольгой Александровной
[29].
Так отзывались о Сергее Поделкове друзья и знакомые поэта после его смерти: «Сергей Александрович
Поделков – поэт поколения Павла Васильева и Бориса Корнилова. Он прожил долгую жизнь, полную тревог, бед, радостей и творчества. В своё время, как честного человека, его достаточно прочно подержали в тюрьме, запретили печататься, но он, терпеливый, мудрый, сильный, образованный, преодолел чёрную полосу и написал много замечательных стихов, поэм, очерков, обогатил своими переводами эпоса народов России знаменитую литературу СССР. Много сил отдал в своё время "Литературной России" и Литературному институту… Мы благодарим Сергея Александровича Поделкова за всё доброе, сделанное и сказанное им в русской литературе для нас, для народа. Скорбим вместе с его родными. Помним его. И не забудем. Благородные поэты не уходят из мира действующих, а помогают им...»
[30].
Фицко Е.В. студентка 2 курса
Направление: Филология
ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина»
29.12.2024
Список источников и литературы:[1] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 5
[2] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 1582. Л. 24
[3] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 5
[4] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 1582. Л. 24
[5] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 6
[6] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 1582. Л. 24
[7] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 6
[8] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 1582. Л. 24
[9] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 6
[10] Там же. – Л. 6.
[11] Там же. – Л. 6.
[12] Михайлова А. «Он боялся всю жизнь» : родные о жертвах политических репрессий / РИА НОВОСТИ
08:00 30.10.2017 (обновлено: 07:44 03.03.2020)
https://ria.ru/20171030/1507697516.html (дата обращения: 28.12.2024).
[13] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 6-7
[14] Память народа 1941-1945 / Подделков Сергей Александрович. URL:
https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения: 25.04.2025).
[15] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 2866. Л. 7
[16] РГАЛИ. Ф. 632. Оп. 1. Ед. хр. 2079. Л. 6
[17] РГАЛИ. Ф. 632. Оп. 1. Ед. хр. 2079. Л. 4
[18] РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10 ед. хр. 1582. Л. 4
[19] Там же. – Л. 21
[20] Там же. – Л. 26
[21] Там же. – Л. 26
[22] Там же. – Л. 27
[23] Там же. – Л. 28
[24] Там же. – Л. 29
[25] Шевцова И.М. Воспоминания. URL:
https://литкарта.рф/avtory/shevtsov-ivan-mikhaylovich/ (дата обращения: 25.04.2025)
[26] РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 23. Ед. хр. 1439. Л. 11.
[27] Бараков В. Уход // Литературная Россия. 1996.
[28] Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей : в 4 т. Т. 4. М., 1960. С. 374.
[29] Поделков Сергей Александрович (1912 – 2001) // Московские могилы. URL:
https://moscow-tombs.ru/by-years/podelkov_sa/ (дата обращения: 25.04.2025).
[30] Памяти поэта и друга. Литературная Россия URL:
https://web.archive.org/web/20111216053415/http://litera.ru/stixiya/articles/793.html (дата обращения: 25.04.2025).