Библиография:1.
Историография:1.
Описание архивных документов:1.
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р‑112. Оп. 3. Ед. хр. 328. Письмо Ефремова Юрия Аркадьевича, поэта (Ярославль), Дудину М.А.
2.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 9. Ед. хр. 2286. Ефремов, Ю. А. «По военной дороге», поэма.
Л. 1-13 Поэма «По военной дороге».
Главы
ПЕРЕД БОЕМ
«а я во сне и наяву
одним дышу, одним живу – в
смоленщину притти».
Автор противопоставляет мирную жизнь («школа светлая была», «сирень росла», «вишни белые цвели») и военную («ни Десны, ни вишни нет», «да отводят песней душу / от разлуки и точки», «На две части, на два света / разделила шар земной», «На душе тревожно что-то / Хоть бы вьюга не мела»).
«Может знать бы смерти срок,
может, сердце б поберег,
сохранил в покое.
Может не было б разлуки –
и беды б той не бывать.
Никогда б чужие руки,
даже просто так, от скуки,
невзначай, не целовать.
Нас за это не простят
те, что честно ждали,
те, что, столько лет подряд,
женихов, мужей, солдат,
свято вспоминали»
«Вперед!
За Родину!
Вперед!»
Тема верности (и женщины, и Родине).
АТАКА
«Огонь
в упор
и сталь –
в упор.
Короткий
смертный разговор (РЕФРЕН)
А парню –
восемнадцать лет.
Неужто это так –
последний раз
встречать рассвет
приходится,
земляк?
Последний день
дышать,
смотреть
на мир,
в котором ты
лишь начал жить.
Неужто смерть –
вот здесь,
у высоты?»
«Чует сердце, что сошлись
в этот час рассветный
биться
ты и немец,
смерть и жизнь»
Тема смерти.
«Командир убит. И кто-то говорит, вздохнув: «Война»!
Что же?
жизнь прожил
достойно.
Славен,
славен ратный труд».
Тема долга.
В БЕРЛИНЕ
«Доставай гармонь, приятель,
нынче песня будет кстати,
ей с ПОБЕДОЙ – путь один!»
Мотив победы.
3.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 9. Ед. хр. 2285. Ефремов, Ю. А. «Гармонист», «Девочка», «Родине» и другие, стихи.
Л. 1 «Гармонист».
Тема сватовства
«И тогда, отец и мать,
впору свадьбу собирать
А девчатам
гармониста
надо нового искать».
Л. 2-3 «Девочка».
Тема детства и войны.
«Ещё и сами были мы, как дети,
ещё подумать не могли о том,
что ей,
девчонке,
обернется смертью
тяжелый танк с разбойничьим крестом».
Мотив победы
«…искали мы убий,
чтоб отомстить…
Дорога мести
привела
в Берлин».
Л. 4 Памяти боевого товарища.
«Над безымянную могилой
зажглась Кремлевская звезда».
Л. 5-12 Песня о каменщиках.
1. Мирное время (новоселье, праздник) // Тема последствий войны
«Слава,
друзья,
строителям,
земле возвращающим жизнь!».
2. Война
«Матери
иль невесте
теплые эти
вести?».
3. «Солдат по приказу, по долгу –
каменщик по душе».
4. Нет
Мотив возвращения домой
«Длиннее дороги, чем к дому,
в солдатской судьбе
не найти».
5.После войны
«Два каменщинка,
два брата,
как будто опять в бою,
испытанные
не однажды
в солдатском
святом строю».
Л. 13 Песня о хлебе.
«И вспомнился мне день иной
под хмурым ленинградским небом.
Мальчишка за кусочек хлеба
для матери своей больной
приполз в траншею к нам, солдатам».
Л. 14 Родине.
«Сколько сердцу сложено
о тебе, земля моя,
с детства сердцу милая,
кровная, та самая,
что не даром матерью
в час суровый названа…».
Л.15 Так для нас началась Россия
«Промелькнула босая пора
И в судьбу никогда не вернется
сладость дыма…
И тепло материнской руки
не согреет уже на рассвете.
Серебристым налетом
виски
тронул
войн громыхающий ветер».
4.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 32. Ед. хр. 404. Документы участника совещания молодых писателей Ефремова Юрия Аркадьевича. (1951 г.)
Л. 1 Анкета участника 2-го Всесоюзного Совещания молодых писателей.
Место работы: газета Северный рабочий. 1951 г.
Л. 2 Постановление. Бюро Ярославского ОБКОМА ВЛКСМ от 13 октября 1950 г.
Утвердили Ефремова.
Л. 3 Автобиография.
Л. 4 Творческая характеристика на Ефремова П. Лосева
Л. 5 Письмо Лосева П. Секретарю правления ССП А. Софронову.
О том, что на Всесоюзное совещание молодых писателей выдвигают 2 кандидата: Степанов И.Н., Ефремов Ю.А.
Л. 6-8 Отзывы В. Огнева на стихи Ефремова.
Л 9-12 Отзыв на стихи М. Лисянский.
Про эпиграф Твардовского
«Так же легко и свободно написано очень хорошее стихотворение «Парень с речного трамвая»:
«Смешной народ, влюбленные»
«Здесь веселая неожиданность концовки подготовлена всем ходом стиха, лукавого и хитроватого с самого начала. Стихотворение органично, написано оно просто, безыскусственно, интонация его – живая, но скованная формой стиха».
«Ефремов же, как и многие молодые поэты, идет на поводу, говоря фигурально, «красного словца». Мысль порою мелкая, затрепанная, а стихи возводят её в ранг поэтически-значимой величины, заставляют подразумевать какое-то скрытое глубокомыслие ее. А его то и нет. Вот пример:
***
Беседка.
И луна над ней.
Здесь девушке
встречать кого-то.
Здесь клятва милого
верней.
Он здесь лежал
у пулемета.
Разве это поэзия? Это её эмбрион, это непроросшее поэтическое семячко. Мысль в нем хорошая, но ей надо дозреть, чтобы распуститься цветком, у которого есть и цвет и запах».
(То же самое с «Пограничник», «На крутом берегу», «Я думал, что это не может случиться», «Фронтовик» и другие)
Юрий Ефремов – «На родной земле». Ярославское областное издательство. 1950 год.
«Небольшая книга стихотворений Юрия Ефремова подкупает своей ясностью и простотой, искренностью и юношеским задором».
«И хотя вся книга посвящена воину, вернувшемуся с войны, хотя автора рассказывает о новых, мирных делах советского человека, в стихах всё время слышатся отзвуки недавних боев».
«О письмах и почтальоне»
«Молодой поэт рисует почтальона, у которого очень счастливый вид – он в конвертах приносит людям хорошие вести, он рад этим письмам:
…Как будто ему все поклоны
от жён и невест –
одному…
«…он умеет в довольно «избитых» темах найти новый ход, новый поворот.
Смешной народ
влюбленные.
Спроси – любой ответит,
Что девушка его
красивей всех на свете».
«Одно из лучших стихотворений сборника – «Парень с речного трамвая». Юрий Ефремов в трех строфах рассказывает о парне, работающем на пароходе «Пчёлка» - речном волжском трамвае. Парень любит свою работу, хотя «от берега к берегу долог ли путь!». Он считает, что его «Пчёлка» такой же, как все, пароход, случайно попавший в трамвай.
«Ручьями, куда бы им текли», «Слово о каменщиках» - много общих рассуждений.
М. Лисянский
Л. 13-14 Отзыв на детские стихи.
«Е. Ефремов «У нас на Волге» /стихи для детей/
«Сад», «Планетарий», «Стихотворение» - «стихи ясные, простые, очень верные по строю речи и правильно чувствующие своего читателя».
«Про перелетных птиц» - «лучшее в сборнике и которое говорит о том, что у т. Ефремова есть все возможности найти самостоятельную дорогу» (не повторять и копировать кого-то).
Илья Сельвинский»
5.
РГАЛИ. Ф. 632. Оп. 5. Ед. хр. 127. Личное дело: Ефремов Юрий Аркадьевич, 1921 г. р. (15 июля 1957-12 июня 1959 гг.)
Л. 1 Анкета Ефремова.
Начало литературной деятельности 1947 г.
Место работы на 25 июня 1957 г. Внештатный консультант областного союза писателей.
Л. 2 Автобиография.
Л. 3 Характеристика-рекомендация Лосева П.
Л. 4 Список изданных произведений. Книг стихов.
Л. 5 Постановление о принятии на лит курсы Ефремова.
Л. 6 Выписка из приказа о зачислении на курсы.
Л. 7 Выписка из приказа о переводе на 2-ой курс.
Л. 8 Выписка из приказа об окончании курсов. 12 июня 1959 г.
6.
РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 20. Ед. хр. 1448. Ефремов Ю.А. «А сердцу больно». Стихи.
Л.1-7 Рецензия на рукопись «А сердцу больно». Адалис А. 31.12.1968
«Рецензия на рукопись Юрия Ефремова «А сердцу больно» / стихи/.
«Рукопись Ефремова производит двойственное впечатление. Большинство его стихотворений посвящены военной теме, а с этой темой, как мы понимаем, связано его личное участие в войне, смерть товарищей по оружию, горе вдов, оставшихся без мужей, и многое, многое…
<>
Юрий Ефремов – поэт не без способностей, о чем говорит четверть его рукописей – около двух десятков стихотворений. Ему нельзя отказать в искренности, в скромности. В одном из стихотворений он называет себя «рядовым поэзии»:
«Не носить мне, поэзия,
маршальских звёзд.
И полвека почти что.
а как будто впервые
вот сегодня, сейчас
заступаю на пост.»
В другом он говорит:
«Строка, которой в сердце еще нет
прекрасней той, что найдена сейчас».
<>
Но основной недостаток стихов Ефремова – их временная конкретность, узость. – то, что называется плоскостью. Стихи эти стандартны в том смысле, что автор ничего нового, с в о е г о не привносит в военную тему. С одной стороны, эти стихи растворяются в массе «средних стихов», с другой – они в чем-то остаются узколичными, не вышедшими за пределы собственного переживания.
<>
«И помнить, молодые люди, надо, что на земле могло вас и не быть».
«Хочу,
чтоб географию войны
ты изучал
не в сапогах солдатских.»
<>
Идут то ли общие, банальные, избитые фразы и образы, то ли строки, исполненные «поучения свысока», назидания, я бы даже сказала, недостаточного уважения к тем, о ком автор пишет, - и это назидание тоже самое по себе не ново было и было во второсортной поэзии / если только поэзияможет быть второсортной!/. Начинается резонерство – кончается поэзия.
Многие стихи повторяют многократно сказанное в литературе. Стихотворение «Не затем давала солдатам война» напоминает известную песню «Фронтовики, наденьте ордена». «Ходят влюбленные» - всё несамостоятельное: сколько раз уже писали о влюбленных парах, парках и скамейках – в стихотворении все эти «атрибуты» еще раз названы и не более. Разбивка строк чуть ли не на отдельные слова выглядит нарочитой и кроме количества строк ничего не дает.
Заслуживает внимание, на наш взгляд, такие стихотворения: «За поворотом – Хотылево» - неожиданно естественное и свежее; «Не успели девочки» - удался приме повтора, приобрело оттенок песенности, народности, сохранив свой страшный смысл; «Замок Гедимина»; «Когда поцелуй»; «А нас все меньше»; «О ветеранах» / нуждается в серьезной доработке / ; не все стихотворение, а сама интонация в «Она ждала тебя, солдат»; «Снег» / неожиданное по факту / ; последняя строка «У девчонки волосы намокли» - эта строка сама по себе уже стихотворение; «Маму от дождя хранила каска»; «За особые…» /начало/, «Песня»; отдельные места «Дышу, хожу…»; «Казалось бы, ну что мне Африка?» /по смыслу/; последние строки стихотворения о старухе: «И страшно. И тянет, как в бездну, в глаза её заглянуть»; первая строфа «Осенние грустные птицы» / это уже короткое стихотворение/; «Я плакал каждый раз»; «Ковер-самолет» /первая страница/; «А память тревожит», «есть в поэзии маршалы»; «Как сон среди ночи» и 3, 5, 6, 8 сонет из цикла «Любовь» - своей настроенностью и отдельными местами.
«А нас все меньше,
нас все меньше,
солдат,
вернувшихся с войны.
И все старее
лица женщин,
что с мертвыми
обручены.
……..
Пропускаю неудачную строфу
И у детей у наших
дети
уже растут,
уже растут.
А сердцу больно,
сердцу больно…
Как мы в свой срок,
как в старину,
мальчишки
в возрасте дошкольном
играют и сейчас
в войну…»
Это стихотворение «А нас все меньше». В нем тоже как будто бы ничего нового не сказано, но в нем есть такая искренняя и точная интонация, также повторы скупых, горьких фраз, что его невозможно принять как вторичное явление – это душа, боль, поэзия Ефремова. Очевидно, сколько бы ни было о войне написано, всегда нечеловеческое сердце, сердце поэта может высказать себя свежо и неожиданно, ведь у поэзии много измерений. Если бы большинство стихотворений этой рукописи было бы на этом уровне, то тогда вопрос об издании книги мог быть более закономерным. Поскольку только четверть книги, на наш взгляд, может представить для читателя интерес, то нет смысла ее издавать, что не исключает возможности для автора печататься в периодических и областных изданиях.
31.12.68 г.
А. Адалис»
Л. 8-11 Рецензия Евгения Осетрова.
«По стихам видно, что Ефремов принадлежит к тому поколению, чья юность совпала с войной. Великая Отечественная война и определила всю последующую житейскую и литературную биографию автора рукописи стихов, названную «А сердцу больно…» Кстати говоря, я настойчиво советовал бы автору сменить название. Теперешнее название не соответствует мужественному тому книги. Да и звучит уж очень банально.
<>
О чём бы он не писал, звучит отчетливо своя тема – тема верности. Речь идет о солдатской верности Родине, народу, друзьям-однополчанам… Поэт пишет о верности родному краю, памяти убитых товарищей. Многие стихи, без сюсюканья и ложной красивости, говорят о трудной женской верности.
Почерк поэта я почувствовал в непринужденно-естественном стихотворении, написанном так легко и певуче, в стихотворении «Елецкий переулок, зеленая трава…» Отлично и такое стихотворение, как «Месанбат», в котором автор обнаруживает великолепное понимание военно-полевого быта и всей тогдашней атмосферы. Всего несколько строк, а какой превосходный рассказ о войне.
<>
Стихи Ефремова чуточку прозаичны, автор не соблазнился умением говорить красиво и броско, но очень точно, рассказывает о том, что пережили миллионы.
Поднимаясь над буднями войны, ибо военные будни – тема многих, автор обнаруживает умение «воспарить над бытом». В этих случаях его лирический герой – «маленький человек» - встает во весь рост, он виден даже над Тихим океаном / «За давность лет…» /.
<>
2 марта 1969 года / Евг. Осетров/
Л. 11-12 Справка библиографического отдела изд-ва «Советский писатель».
Ефремов Ю.А. С т и х и
Дворники весну
Еще не муж
Как сон
Любовь
Медсанбат
Моет дождь
Мальчики хотят
Открыл Христофор
Почему-то считается
Снег, какого он цвета
У зеркалаВерхне-Волжское книжн. изд-во. 1964. 4.000Не все на войне
Сияет солнце
Ты навсегда
Ходят влюбленные Ярославское книжн. изд-во. 1961. 2.000А нас все
А память
Была она, речка
Все медленней
Губы целует
Давным-давно
Дожди грибные
Дышу, хожу
Есть в поэзии
Елецкий переулок
Еще вчера
За поворотом
Замок Гедимина
За давностью
Зашло за время
Звонок
За особые
И вот уж
И листья скользкие
И сто, и двести
Ковер-самолет
Когда-то полагали
Когда перо и сердце пишут
Когда поцелуи
Как гром
Казалось бы
Левобережье…
Мне превратиться б
Не слыхивал
Не успели девочки
Не раз уж
Не затем
Осенние грустные
Одна в лесу
О тезке
О металле
О ветеранах
От солнца
По годам
Песня ты
Полтыщи лет
Расклеен приказ
Старуха древнее
Словно хлынула
Стреляет в вас
С разбега
Тыщу лет я
У девчонки
У парня
Фиолетово-лиловая
Флажком мальчишка
Хлебом кормят
Шла армия
Я плакал
Я спел бы
Я покупал
Не печатались24. 12. 68 г
Л. 13. Отказ. Рукопись возвращена.
7.
РГАЛИ. Ф. 2877. Оп. 1. Ед. хр. 285. Ефремова Юрия Аркадьевича (2 июля 1970 г.)
Л. 1 Письмо Ушакову. Л том, что Ефремов рад знакомству и посылает подарок. 2.7.70 г.
«Добрый день, уважаемый Николай Николаевич! Хотя и с запозданием посылаю Вам маленький подарочек на память об ухе, что довелось есть на берегу Которостли, однако же пусть будет оправданием мне то, что не поступил я по пословице «обещанного три года ждут». Весьма рад, что познакомился с Вами. Мне будет приятно, если посылаемое доставит Вам удовольствие. Всего Вам доброго».
Ю. Ефремов
Ярославль, Улица Чкалова, дом 31-а,кв. 23
8.
РГАЛИ. Ф. 1816 Оп. 1. Ед. хр. 96. Письма Ярославского, Воронежского и Крымского отделений ССП А.Т. Твардовскому с просьбой рекомендовать Ю.А. Ефремова, К.П. Локоткова, А.И. Никаноркина и др. в члены ССП (17 октября 1951-20 января 1958 гг.)
Л. 1 Письмо секретаря областного отделения ССП Яр. об. с просьбой дать рекомендации Ефремову для приема в ССП.