Он был построен по инициативе рабочих Путиловского завода на профсоюзные и народные деньги, заработанные во время субботников. Через год учреждение переименовали во Дворец культуры имени М. Горького. Сегодня, спустя десятилетия, он носит другое имя: Дворец Искусств Ленинградской области.
Но независимо от названий и статуса его роль и значение остаются неизменными. Он был первым! Именно этот очаг культуры, ярко вспыхнув, положил начало череде строительства дворцов и домов культуры по всей стране.
До тех пор творческие занятия проходили в приспособленных помещениях. Под студии, кружки и библиотеки зачастую выделяли барачные комнаты, а то и подвалы. Пролетарские же дворцы порой представляли собой настоящие архитектурные шедевры.
Гран-при за проект и энтузиазм на стройке Так, ленинградский дворец спроектировала группа архитекторов во главе с Александром Гегелло. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже этот проект завоевал Гран-при. Один из самых больших ДК в стране, он является не только памятником советскому конструктивизму, но и образцом авангарда. Практичность и эстетическая составляющая здесь сосуществуют на равных, дополняя друг друга.
На возведение здания под «ключ» ушло немногим больше года. По будням на стройке ударно трудились 500-600 человек. Но ещё были субботники и воскресники, на которые охотно выходили сотни рабочих.
Неудивительно, что народный дворец полюбили и трудящиеся, и люди искусства. Здесь гастролировали МХАТ и театр Всеволода Мейерхольда, выступали Владимир Маяковский и Леонид Утёсов. Даже во время блокады дворец культуры не закрывался. Когда не было бомбёжек, ленинградцы приходили на концерты, спектакли, кинопоказы, посещали библиотеку. Зимой 1942 года работники ДК провели новогоднюю ёлку для детей.
Народные дома: раньше просвещённой Европы Справедливости ради нужно сказать, что идея охватить простых людей, особенно городское население, просветительской и культурной деятельностью родилась ещё в царской России. Этой цели служили народные дома. Первый появился в 1882 году в Томске. Спустя год открылся Лиговский народный дом в Петербурге. Просвещённая Европа опоздала с этой благородной инициативой: лишь в 1887 году вечерний образовательный центр для взрослых и внешкольный — для детей возник в Англии.
К тому времени в Российской Империи действовали десятки народных домов. Большинство из них были государственными. Но хватало и частных, построенных и финансируемых благотворителями. Как правило, в народных домах размещались библиотека с читальней, зал со сценой для спектаклей и лекций, книготорговая лавка и чайная. Иногда здесь же устраивали музеи с наглядными пособиями для занятий, а также передвижные и постоянно действующие выставки.
В 1912 году в стране насчитывалось около 300 народных домов. В Москве с 1901 по 1917 годы работали полтора десятка общедоступных культурно-просветительских учреждений. Только в 1903 году их посетили свыше 6 миллионов человек.
Большевики перехватили идею Идея народных домов чрезвычайно нравилась императору Александру III и продолжала реализовываться его сыном Николаем II. Однако она импонировала не только самодержцам, но и революционерам, которые развернули здесь агитмассовую работу. В 1905 году в Пушкинском народном доме Самары разместился городской Совет РСДРП, объявивший всеобщую политическую забастовку. На митинге в Лиговском народном доме в 1906 году под псевдонимом Карпов выступал «вождь мирового пролетариата» Владимир Ленин. Там же незадолго до февральской революции 17-го года вербовал сторонников Александр Керенский.
В октябре 1917 года большевики, по их словам, использовали народные дома как «точки кристаллизации». Например, в Москве Преображенский народный дом превратился в штаб-квартиру Союза рабочей молодёжи «III Интернационал». Активная подготовка к вооружённому восстанию шла и в штабе, разместившемся в Введенском народном доме.
Расцвет в застойные времена После революции народные дома сменили клубные учреждения, которые работали под эгидой Главполитпросвета. Последний входил в систему Наркомпроса и организовывал просветительскую работу клубов и домов культуры. Во главу угла ставились нравственное воспитание, а также политическое и моральное единство народа.
Но с течением времени идеология стала отходить на второй план. Дворцы и дома культуры начали выполнять свою прямую функцию: организовывать досуг и нести культуру в массы, вовлекая в атмосферу творчества всё большее число людей. В 1975 году в России было 135 тысяч дворцов и домов культуры. Увы, лихие 90-е прошлись по ним катком. Ветхость зданий, безденежье и невостребованность предлагаемых услуг сократили их число до сорока с небольшим тысяч.
К счастью, в настоящее время положение медленно, но верно меняется к лучшему. Так, всего за четыре года, начиная с 2016-го, были отреставрированы, капитально отремонтированы и построены вновь более полутора тысяч учреждений культуры. Цена вопроса составила свыше 10 миллиардов рублей.
Единая культурная повестка Организацией культурного досуга жителей Юго-Восточного административного округа столицы сегодня занимаются Дворец культуры «Капотня» в одноимённом районе, Культурный центр «Лидер» в Выхино-Жулебино и Дом культуры «Заречье» в Некрасовке. Кроме того, в Нижегородском и Рязанском районах, а также в Люблино и Марьино действуют Территориальная клубная система «Спутник» и Культурный центр имени И. М. Астахова.
Одним из старейших (и единственным в своём районе) является ДК «Заречье». В нынешнем году учреждение справляет вековой юбилей. А единственный в ЮВАО Дворец культуры — детище Московского нефтеперерабатывающего завода. Он был построен в 1972 году по индивидуальному проекту. С 2004 года принадлежит городу. В настоящее время окружные культурные центры, слившись с 32 библиотеками ЮВАО, представляют собой единую сеть и работают над формированием единой культурной повестки.