Обычно писатели любят свои книги: ведь это их детища. Но иногда случаются исключения, и литераторы по тем или иным причинам начинают ненавидеть собственные творения. Рассказываем, почему.
Если критики достали Всем известно, что Николай Гоголь сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ». Литературоведы до сих пор гадают, почему он так поступил. Версии называют разные: случайная ошибка, влияние священника, разочарование в собственном творчестве.
Но мало кто помнит, что за 23 года до этого печального события писатель расправился с уже изданной поэмой «Ганц Кюхельгартен». Критики разругали произведение, а Гоголь скупил все доступные экземпляры и уничтожил их.
Жена сказала — рукопись в топку Не только официальная критика, но и слово близкого человека порой отвращает писателя от книги и побуждает к расправе над ней. Жена Роберта Льюиса Стивенсона Фрэнсис читала все черновики мужа. Ознакомилась и с первой рукописью «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Прочитав её негативные пометки и комментарии на полях, писатель не долго думая сжёг рукопись. Но к сюжету не охладел, а сразу начал работу заново. Вторую версию написал за три дня и, похоже, Фрэнсис она устроила.
Отпускная «халтурка» Британский классик Джеймс Баллард настолько невзлюбил свой первый роман «Ветер ниоткуда», что дебютным называл второй, «Водный мир». Он считал, что «Ветер...» состоит сплошь из словесных штампов и вообще написан исключительно для заработка, а не ради творчества. Баллард сочинил свой роман за время двухнедельного отпуска. Писатель строчил по шесть тысяч слов в день, не особо заморачиваясь, по его мнению, над стилем и сюжетом. До уровня других произведений эта книга не дотянула.
Фильм испортил книгу Энтони Бёрджесс ненавидел свой роман «Заводной апельсин», ставший культовым. По словам писателя, он даже готов отречься от книги, по сути, прославившей его. А виноваты читатели, которые не поняли произведение, и особенно зрители, полюбившие одноимённый фильм, который, по мнению Бёрджеса, «кажется, прославляет секс и жестокость». К такому неутешительному выводу относительно собственного творения автор пришёл спустя четверть века после его написания.
Гори всё огнём! Поистине каннибальским было отношение к своим «литературным деткам» со стороны Франца Кафки. Исследователи его творчества полагают, что он сжёг 90 процентов своих рукописей. Причина неизвестна. При жизни Кафки было опубликовано лишь несколько рассказов, холодно принятых критиками. Может, это и побудило автора к таким радикальным мерам. Больше того, перед смертью он отдал черновики романов «Процесс», «Замок» и «Америка» своему другу Максу Броду с просьбой уничтожить и их. К счастью, тот ослушался.