Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Гоголь «Ревизор», интересные факты
Выставка анонсирует серию авторских настольных игр по произведению Н.В. Гоголя "Ревизор"
На надгробии Гоголя выбита надпись: «Горьким словом моим посмеюся», Пророк Иеремия.

Надпись предложили и одобрили между собой друзья писателя. Она характеризует жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

Первые сведения о работе над «Ревизором» относятся к началу октября 1835 года (в это же время Гоголь приступает к «Мёртвым душам»). Уже в начале декабря Гоголь начинает договариваться о петербургской и московской премьерах, это значит, что первая редакция «Ревизора» к тому времени готова. Новую редакцию комедии Гоголь обдумывал несколько лет и наконец осуществил в 1842 году - в ней «Ревизора» читают сегодня.

«Ревизор» был написал за месяц. Идею пьесы предложил Пушкин. Гоголь просил у него «хоть какой сюжет, духом будет комедия в пяти актах», Гоголь обещал сделать ее смешной, высмеять беса, то есть пороки. Сюжет пьесы такой: в городе ходят слухи, что приедет ревизор из Петербурга. Мелкого чиновника Хлестакова, бывшего в городе проездом, принимают за проверяющего, и начинают взятками и увещеваниями ублажать. Хлестаков пользуется положением, берет деньги, якобы в займы, признается в любви то жене, то дочери Городничего (мэра города, в игре Дона Мафии) и уезжает. Чиновники города понимают, что они обманулись и обвиняют друг друга в сплетнях и лжи. Но появляется жандарм и объявляет, что чиновник из Петербурга (настоящий ревизор), требует к себе Городничего. Гоголь говорил, что пьеса имеет смысл, если из нее четко видно, что новый, настоящий ревизор будет орудием справедливости и возмездия. А, если это такой же чиновник, как они, то пьеса не будет иметь конца.

Петербургская премьера состоялась в Александринском театре 19 апреля 1836 года, московская — в Малом театре 25 мая. Отдельное книжное издание вышло в день петербургской премьеры в типографии А. Плюшара.

В январе 1836 года Гоголь читал комедию в доме Василия Жуковского. Ответом чтению то и дело становился «шквал смеха», «все хохотали от доброй души», а Пушкин «катался от смеха». Не приглянулась пьеса в этом кругу разве что барону Егору Розену, который назвал её «оскорбительным для искусства фарсом». Пьесу не поняли и многие актёры Александринского театра: «Что же это такое? Разве это комедия?» Несмотря на это, петербургская и московская премьеры «Ревизора» прошли с огромным успехом. Известен отзыв Николая I: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех». Гоголь, однако, счёл петербургскую постановку катастрофой: ему особенно не понравились игра Николая Дюра (Хлестакова) и смазанность финальной немой сцены, которая должна была длиться 1,5 минуты.

После спектакля почти все сословия осудили Гоголя. Гоголь уехал в Италию. Он писал друзьям, что его пьеса - это «смех сквозь слезы», признавался в любви к русскому человеку и России, поэтому считал, что через критику сможет улучшить русского человека. По признанию самого писателя, он создавал свои отрицательные образы беспощадным анализом и обличением в себе собственных пороков и недостатков.

Возражая против политического толкования пьесы, Гоголь писал, что зритель не видит урока для себя, а видит только обличенье других. Автор хотел, чтобы люди сквозь призму пьесы подумали: а я не так живу? То ли я делаю? Для того, чтобы не было сомнений в цели пьесы, в 1842 году Гоголь добавил эпиграф-пословицу на титульный лист издания: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», и вложил в уста Городничего (Дона Мафии) фразу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!». В «Ревизоре» Гоголь пишет про невозможность установления нормальных гражданских отношений без духовно и нравственных ценностей.
Например, Городничий (Дон Мафии) – главный злодей игры, говорит: «Бывали трудные случаи в жизни сходили, еще и спасибо получали». То есть, там, где за его действия должно было быть наказание, его благодарили.
Сам Гоголь писал: «Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин». Имея ввиду прежде всего духовные ценности. Эти ценности актуальны в любые времена. Поэтому и сегодняшнее прочтение легко перекладывается на наше время.

Что касается имен героев. В период написания пьесы Гоголь был очень религиозен. Филолог Александр Лифшиц в специально посвящённой этому вопросу статье доказывает, что Гоголь давал персонажам «Ревизора» имена тех святых, «которые в основных своих чертах или деяниях оказываются абсолютно противоположны свойствам или образу жизни героев комедии»⁠. Так, Городничий назван в честь пустынника и нестяжателя Антония Великого. Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин наречён в честь одного из библейских малых пророков - Амоса, обличавшего пороки, в частности мздоимство.

До самых последних дней жизни Гоголь продолжает размышлять над проблемами, затронутыми в «Ревизоре». Незадолго до смерти, осенью 1851 года, он даже устраивал авторские чтения комедии для московских актеров.
Много ли денег вытянул Хлестаков у чиновников и купцов?

Восемьсот рублей у Городничего, триста у Почтмейстера, триста у Хлопова, четыреста у Земляники, шестьдесят пять у Бобчинского и Добчинского, пятьсот у купцов; неизвестно сколько денег дал Хлестакову Ляпкин-Тяпкин, но можно предположить, что около трёхсот рублей, раз у следующих посетителей Хлестаков требует столько же. Все взятки ассигнациями (серебром было бы дороже)⁠, но всё равно на эти деньги можно было, например, в течение года снимать не квартиру, а целый дом в Петербурге или Москве. По подсчётам газеты «Коммерсант», первая же сумма, которую Хлестаков просит у Городничего (200 рублей), — это около 200 тысяч в пересчёте на нынешние деньги. Жалованье коллежского регистратора в 1835 году — немногим более 300 рублей в год. Жалованье уездного судьи незначительно больше. И хотя многим служащим полагались дополнительные выплаты, ясно, что безболезненно расставаться с такими суммами, которых требует Хлестаков, могли только крупные взяточники.

А теперь посмотрим получиться ли в нашей игре Хлестакову повторить судьбу прототипа.